Договорившись о встрече и приехав к продавцу осматривать автомобиль, надо в первую очередь обратить внимание на внешний вид машины. Помните поговорку: «По одежке встречают». В выборе транспортного средства она действует безотказно.
Для начала стоит повторить телефонный разговор: в личной беседе человек меньше склонен лгать. Могут обнаружиться моменты, о которых продавец не счел нужным упомянуть по телефону. Но Вам не следует уделять много внимания его рассказам, и верить всему сказанному. Лучше все увидеть самому. Ведь задача любого продавца — любыми средствами «втереть» товар.
Начать осмотр лучше с кузова. Если Вы обнаружите какие-либо дефекты, то нет смысла продолжать. Ваша задача выяснить, не попадала ли машина в аварии и не является ли она «утопленником». Первое определяется довольно просто. Проверьте капот, крылья, двери, крышу и багажник на предмет вмятин. Даже небольшие неровности, должны вызвать подозрения. Откройте капот и осмотрите его с внутренней стороны, если там есть швы или шишки, значит машина битая. То же нужно проделать и с багажником.
Определить, довелось ли машине побывать под водой, сложнее. Подавляющее большинство «утопленников» — японские машины. Однако с речного или морского дна могут поднять другие автомобили. Особенно осторожно следует относиться к иномаркам из регионов, где недавно были наводнения. С помощью косметического ремонта такому автомобилю можно придать идеальный внешний вид, однако уже несколько месяцев спустя машина пойдет на металлолом. Песок, соль, микроорганизмы — все это очень быстро приведет двигатель в негодность.
Еще один нежелательный момент — шпатлевка. Под слоем краски ее сложно обнаружить взглядом, но от проверки обычным магнитом не скроется даже не очень толстый слой шпатлевки. Просто приложите магнит к кузову и водите им в разных направлениях. В том месте, где он притягивается слабее, есть шпатлевка. Когда проходит много времени с момента нанесения, шпатлевка начинает лопаться, соответственно, начинают образовываться трещины на краске. Постарайтесь незаметно для владельца проверить, отслаивается ли краска. Это можно сделать с помощью острого предмета или собственного ногтя. Если покраска Вас устраивает, переходим к обнаружению ржавчины.
Для этого придется заглядывать в самые интимные места машины. Начните с легкодоступных зон: капот, багажник, двери, пороги. Если ржавчины там нет, начинайте радоваться (но пока не сильно). Затем загляните под крылья и осмотрите поддон. Наличие грязи в этих местах недопустимо. Попросите немедленно отмыть машину: возможно, владелец умышленно оставил грязь, чтобы скрыть коррозию. После мытья должно пройти минут двадцать, чтобы ржавчина обнаружила себя. Если и там все в порядке, чувство радости должно возрасти еще больше.
Переходим к осмотру салона. Поднимите все коврики и осмотрите пол. Если вы обнаружите сварные швы, отверстия или ту самую ржавчину, выясните природу их происхождения. Вероятно, это результат столкновений или просто неаккуратного обращения с автомобилем.
В салоне не должно быть никаких посторонних запахов, например: запах гари, бензина (или солярки, если дизель) и т.п. «Ароматы» гнили и ила — основные признаки «утопленника». Причиной запаха являются микроорганизмы, которые попадают в автомобиль вместе с морской водой. Чаще всего недобросовестные продавцы обрабатывают салон ароматическими составами, чтобы скрыть этот факт. Поэтому, если машина пахнет, как парфюмерная фабрика, следует насторожиться. Далее осматриваем кресла. На них не должно быть пятен, потертостей, прожженных мест и отверстий. Снимите чехлы и внимательно осмотрите поверхность. Кстати, продавленные места тоже нежелательны. Попробуйте отодвинуться, откинуться назад — все механизмы должны работать безукоризненно.
На панели не должно быть царапин и вмятин. Все кнопки и рычаги должны быть в исправности. Рулевое колесо не может лежать в бардачке — оно обязано быть на своем месте. Пересчитайте педали (должно быть три штуки), проверьте наличие зеркал (тоже три). Осмотрите все стекла и механизмы, их опускающие. Теперь проверьте двери. Они не должны скрипеть, как в сказке. Замки обязаны срабатывать сразу и без особых усилий.
После осмотра внешнего вида вам предстоит самый сложный этап — проверка двигателя, тормозов, амортизаторов … Здесь стоит быть более бдительным и придирчивым. Вполне возможно, что вместо транспортного средства Вам пытаются «втереть» конструктор «Собери сам».
Если Вы не уверены в своих знаниях, не стоит отправляться на осмотр одному. Можно пригласить приятеля, который много лет просидел за рулем авто и почти столько же времени провел под ним с гаечным ключом в руках. Самый лучший вариант — отогнать машину в автосервис, где протестируют все системы и дадут полное описание внутренностей автомобиля, причем за невысокую плату.
Если Вы решили осмотреть и протестировать машину сами, начните с амортизаторов. Проверить нужно все четыре амортизатора. Делается это очень легко. Сначала нужно их осмотреть. На поверхности не должно быть подтеков и капель маслянистого вещества — поверхность неизношенного амортизатора всегда сухая. Затем сильно надавите на одно из крыльев авто и резко отпустите. Эту процедуру следует повторить с каждым крылом автомобиля. Если крыло поднялось и остановилось в исходном положении, с амортизацией все в порядке. А если машина раскачивается, то вам предстоит поменять амортизатор на этой стороне.
Теперь переходим к рулевому колесу. Нужно ровно выставить передние колеса. В идеале при таком положении спицы рулевого колеса должны находиться в горизонтальном положении. Затем проверяем люфт: опускаем боковое стекло, выходим из машины и начинаем покачивать баранку. Даже при легком покачивании колеса должны реагировать. При исправности системы рулевого управления люфт незначителен. Если колеса не реагируют на небольшой угол поворота руля, присутствуют неполадки.
Осматриваем колеса. Если машина не новая и проехала не один десяток километров, естественно, шины будут потерты. Ваша задача определить равномерность истертости протектора. Больше внимания уделите передним колесам (именно они в большей степени подвержены разбалтыванию). Если шина истерта неравномерно (протектор стерт только с внутренней стороны или с внешней), Вам стоит серьезно задуматься над целесообразностью покупки этой машины. В случае положительного решения придется совершить поездку на развал-схождение колес. Обратите внимание на порезы и проколы — их быть не должно.
Поднимите капот и осмотрите двигатель и все шланги и трубки. Все подкапотное пространство должно быть сухим, никаких масляных подтеков и капель. Заводим двигатель и оставляем авто на 5 — 10 минут. Дело в том, что проверять все системы нужно только при прогретом двигателе (температура приблизительно 90 градусов). Открываем капот, смотрим и слушаем. Колокольных звонов и подражаний дятлу быть не должно, звук исправного двигателя всегда ровный, негромкий. Сам мотор не должен раскачиваться.
Затем резко надавливаем на педаль газа и сразу отпускаем ее. Двигатель должен быстро набрать обороты, а потом плавно сбросить их, при этом не должно быть никаких постукиваний и хлопков. Повторите это несколько раз. Затем под капотом найдите шланг вентиляции картера. Он соединяет блок двигателя и воздухоочиститель (воздушный фильтр). Аккуратно отсоедините шланг от фильтра и попросите владельца несколько раз нажать на падаль газа. Если из шланга обильно выходит серый дым, авто будет радовать недолго (изношена поршневая или стерты кольца цилиндров), скоро придется делать капитальный ремонт.
Проверяем электронику машины. В этом вам понадобится помощь (кто-то должен сидеть в салоне и выполнять ваши указания). Сразу после включения зажигания должны загораться габаритные огни. Попеременно включайте поворотники. Лампочки должны загораться сразу. Нажмите на педаль тормоза и смотрите, как работают стоп-сигналы. Затем проверьте работу фар ближнего и дальнего света, противотуманок
Осталось проверить масло. Вытаскиваем уровень и смотрим — на нем не должно быть пены, сгустков и черного налета. Затем открываем крышку горловины для заливки масла. Показатели те же: нет налета и пены. Масло должно быть относительно прозрачным, сквозь него должен просматриваться корпус распределительного вала. В идеале Вы увидите серебристую деталь.
Теперь посмотрим на выхлоп. На холостых оборотах дым из выхлопной трубы должен выходить ровно, цвет синеватый.
Пробный заезд
Это последний и самый важный этап проверки авто. Именно при пробном заезде вы сможете понять, стоит приобретать авто или нет и сколько денег нужно будет вложить в машину после покупки.
Помните, что более или менее полную картину о состоянии всех систем автомобиля Вы получите, проехав не менее тридцати километров. Вы узнаете и расход топлива, и состояние тормозов, и легкость управления. Учтите, что первый выезд целесообразен только после внешнего и внутреннего осмотра автомобиля. Если на предыдущих этапах Вас что-то не устроило, не стоит тратить время и деньги на пробный заезд.
Начнем с проверки тормозов. Для начала посмотрите по характеристикам, каков должен быть тормозной путь данной модели автомобиля. Теперь проверим это на практике. На первой передаче разгоняемся до 10-15 км в час и резко давим на педаль тормоза. Машина должна резко остановиться, ее не должно тянуть в сторону. Теперь выходим и сравниваем тормозной путь с цифрой, указанной в бумагах. При нормальной работе тормозов разница не может быть большой. Повторяйте эту процедуру через каждые 500 метров. Обратите внимание, при каком положении педали начинает срабатывать тормоз. При отсутствии неполадок, когда вы выжали педаль до середины, машина начинает тормозить. Педаль не может быть тугой. Выедите на разбитую дорогу и еще раз проверьте амортизаторы. Постарайтесь попасть каждым колесом в небольшую яму (на небольшой скорости). Неисправный амортизатор будет стучать.
Теперь Вам нужно выехать на ровную трассу, желательно с минимальной загруженностью. Сейчас Вы можете проверить как машина «держит» дорогу. Для этого разгонитесь до 80 км/ч и отпустите рулевое колесо. В идеале авто должно идти ровно, никуда не сворачивая. Еще один способ: на небольшой скорости войдите в поворот. Вы не должны прилагать больших усилий, чтобы повернуть рулевое колесо. При выходе из поворота просто отпустите руль, и машина сама должна выровнять направление движения. Если этого не произошло, автомобиль недостаточно хорошо держит дорогу.
Еще раз проверяем двигатель. Разгоняемся до 70 км в час, проезжаем 1 — 3 км и резко давим на педаль газа. При исправном двигателе машина быстро наберет обороты, и Вы не услышите никаких посторонних звуков. Если есть дефекты, мотор начнет сильно «реветь», долго набирать обороты, дергаться и «чихать».
Теперь разгоняемся до 120 км в час и едем на этой скорости не менее трех километров. Затем останавливаемся, поднимаем капот и снимаем шланг вентиляции картера. Если Вы увидите капли масла, значит, двигатель сильно изношен. Откройте крышку воздушного фильтра и проверьте, нет ли там масла. Если Вы его обнаружили, сразу откажитесь от желания купить эту машину, ибо капитальный ремонт обойдется дороже самого транспортного средства.